Первое, что необходимо понимать, это то, что газон - живой организм, и его жизнедеятельность продолжается после срезки в полном объеме.

Второе. В пласте дернины срезанной и скрученной в рулон за счет непрерывно происходящих дыхательных процессов возникает эффект « термоса», причем «термоса» с постоянным подогревом.

К чему это все? Не буду Вас утомлять описанием всех химических процессов происходящих в клетках растения при нагревании, но из курса школьной химии многие наверно помнят о коагуляции белка (свертывании), начинающийся при нагревании до 45С и чем выше нагрев, тем интенсивней идет этот процесс.

К сожалению, этот процесс необратим и приводит к гибели клеток живого организма. На разогрев рулона оказывает влияние множество факторов, это и погодные условия при срезке и перевозке, и условия самой перевозки, т.е. тип транспорта (открытый, тент или рефрижератор), и влажность газона, и его плотность и т.д. Всех их, конечно, учесть невозможно, но возможно постараться свести риск повреждения газона при перевозке к минимуму.

Что для этого необходимо?

  • Определить расстояние от поля до места укладки.
  • Определить необходимое количество газона.
  • Определить тип транспорта, которым будет осуществляться доставка.

Сразу оговоримся, что открытым транспортом доставку можно осуществлять на расстояния 100-150 км, тентованным до 300, а все что дальше, лучше доставлять рефрижератором.

Для тех, кто слабо представляет себе, что такое поддон рулонного газона. Это «кубик» размерами 1,0м х 1,3м х 1,2м. И весит все это удовольствие 1300 кг.

Поясню. Большинство производителей газона режут пласт газона шириной 40см и длиной 2м (0,8м²), при сворачивании в рулон получается цилиндр 25-30 см в диаметре и 40 см шириной. Один рулон весит в среднем 20 кг (если земля влажная, вес увеличивается, если сухая – уменьшается).

На 1 поддон обычно укладывают 50м² газона или, как нетрудно посчитать 63 рулона (если быть совсем точным 62,5, но эту половинку никто не считает). Укладывается это все на стандартный европоддон размером 1м х 1,2м.

НО! Газон свешивается за край поддона по 5 см с каждой стороны и в итоге мы получаем размер 1,10-1,15 х 1,25-1,30. Становится понятно, какой должен быть размер кузова (не менее 2,30 м по ширине у открытого транспорта и 2,40 м у закрытого) и соответствующая грузоподъемность.

Для примера: Газель со стандартной грузоподъемностью 1,5т возьмет 1 поддон, ну и может еще 20 рулонов. Газель с повышенной грузоподъемностью 2,5 т - 2 поддона. Камаз (не самосвал) с 6-метровым кузовом -8 поддонов или 400м². Фура (13,6 м) теоретически может взять 20 поддонов, но далеко не каждый водитель пойдет на перегруз, обычная загрузка 800 - 850м².

Сроки. Совершенно очевидно, что, чем меньше времени пройдет с момента среза до момента укладки, тем лучше для газона в плане приживаемости на новом месте. Однако жизнь как всегда вносит свои коррективы. Те, кто ездит по МО знает, что это задача с множеством неизвестных.

Так сколько же времени может храниться газон в рулоне без «потери» качества? Примерно 8-10 часов, в жаркую погоду (t >30C) этот срок снижается, иногда довольно резко (если резка осуществлялась в середине дня, и газон был при этом полит), в прохладную погоду срок хранения увеличивается. На изменение сроков оказывает влияние множество факторов, в числе которых и доставка.

Согласитесь, что в жару в открытом транспорте газон далеко не увезешь. Как быть? Подсказка. Многие компании производящие рулонный газон имеют собственный или «дружественный» транспорт для доставки и вполне реально договориться осуществить доставку в ночное время, когда не так жарко. Отдельный вопрос о рефрижераторах. Считается что оптимальная температура для перевозки +4 +5 градусов. Однако есть небольшой нюанс, охладить до такой температуры 20 тонн, по сути земли, не так то просто и процесс этот может занять сутки и более.

Мы предпочитаем давать рекомендации устанавливать на холодильном оборудовании 0С или даже -5С (хотя водители «рефов» это очень не любят т.к. это дополнительный расход топлива) риск повреждения газона при перевозке будет ниже. Возникает вопрос: «А газон не замерзнет?». Нет.

Еще несколько нюансов по перевозкам. Тщательней продумывайте подъезды и развороты к месту будущей разгрузки. Если заказываете большой объем (800 м²), подумайте, стоит ли заказывать «фуру», что бы сразу забрать весь объем, ведь далеко не факт, что она везде сможет развернуться, а таскать 20 тонн за энное количество метров понадобится достаточное количество людей или «средства малой механизации». Может, будет проще обойтись двумя КАМАЗами по 400 м²?

К тому же, груженая «фура» весит почти 40 тонн при низкой проходимости, и ей однозначно понадобится дорога с твердым покрытием, в отличие от того же КАМАЗа. И еще один совет: продумайте логистику, и дайте водителю четкие ориентиры как к Вам попасть. Не забывайте, что в одном районе может быть несколько населенных пунктов с одним и тем же названием, но с разным административным подчинением, один может быть селом, а другой деревней и находиться в разных концах района или вообще в другом районе. Обратите внимание на знаки запрещающие проезд грузовому транспорту и прикиньте пути объезда. Еще лучше если Вы нарисуете для себя схему проезда, и очень хорошо, если эта схема будет включать пути подъезда с разных направлений. Это избавит Вас от лишней нервотрепки при ожидании.